суббота, 16 мая 2015 г.

Геометрия в ползунках. 100 и 1 игра с 1 пособием.

Когда сынок был маленький, точнее с возраста 2 месяца с копейками, мы приступили к изучению геометрических форм: плоских, затем объемных.
Перейдя в возраст ползунка, Лёка стал активным участникам игр, а для этого пришлось немного "прокачать" те пособия, что были у нас под рукой: "Математика с пелёнок"

У нас она старого варианта:


Стоит сказать, что она меня устраивает абсолютно, именно поэтому продавать её не спешу, а отложила для "грядущих поколений".
Так вот, вернёмся к нашим баранам, пардон, фигурам, а если пардон дважды, то карточкам с геометрическими фигурами:



Первое, что сделала я  - заскотчировала все карточки, закруглив при этом образовавшиеся острые углы.
Теперь Лёка мог не только посмотреть, но и спокойно играть карточками.
Доступность их с первых дней позволила воспитать в нём бережное отношение к ученым пособиям: на моей памяти за 4 с лишним года обучения погнуто или пожёвано буквально 2 или 3 карточки из всего нашего "папирусного богатства".

Когда этап под кодовым названием ЗНАКОМСТВО был пройден, а произошло это достаточно быстро, то душа да и жиСть потребовала новшеств. 
Тогда пришла в голову идея дополнить данное пособие. Выражаю благодарность картонным коробкам из под обуви, что оказались под рукой (или это были коробки для упаковки вещей для переезда...). Не суть важно.

Картон. Перерисовав на копирку формы с дидактических карточек, я перенесла их на картон. Далее - по уже проверенной программе: скотч. Ан нет, простите: предварительно обклеила их белой бумагой, для более приятного и симпатичного вида.

Итак, теперь мы располагали: карточками + толстенькими (упитанными) и защищёнными от поедания геометрическими игрушками.

Виды игр с ними:
- знакомство: держим в руках, щупаем, обсуждаем (родитель  рассказывает, давая тактильную информацию малышу, проводя его пальцем по сторонам фигур во время прослушивания и тд.);
- найди мне/покажи мне, пожалуйста ... (круг, квадрат и т.д.)
- подбери пару: карточка-фигура;
- выложи правильно: на круг-круг, - или "найди фигуре её домик";
- зеркало: я показываю фигуру, малыш, он же зеркало, карточку с этой фигурой;
- выложи как я/ повторяй за мной: выкладываю ряд из карточек/фигур, малыш выкладывает ниже ряд из фигур/карточек соответственно;
- геометрический поезд: крепим на стене карточки с изображением геометрических фигур, задача малыша посадить пассажиров (фигуры из картона) в их вагоны: предварительно к фигурам крепила кусочки скотча. 

Данное упражнение заодно хорошо и тренирует, мотивирует малыша к стоянию на 2-х ногах, выполнению упражнений поднятия с четверенек на ноги и обратно. Как говорится, одно другому не мешат!


Более не буду мучить читателя описанием и примерами игр: смоделировать и придумать их очень просто. Главное - захотеть, правда?

Хотелось бы добавить, что у нас была в "закромах" такая прелесть, как плаката формата а1 с изображениями, подписями и жизненными примерами геометрических фигур (плоских и объёмных). Показать её фото не могу: прожив в нашей семье без малого с 3 года, она в итоге была на части для дальнейшей научной реинкарнации.

Одновременно со всем выше изложенным я подготовила аналогичным способом и карточки с красным текстом: названиями геометрических фигур:

Описывать игры этой троицы: карточки из "Математики с пелёнок" - геометрические фигуры   +  картонные аналоги  + слова, - дело не благодарное. Как минимум, существует около 27 способов их использования.
Приведу лишь пару фото ниже для "разгула фантазии":

Развешанные на стенах карточки из всё той же "Математики с пелёнок" , но уже в варианте цифра-количество, позволяло соотнести теорию: количество углов, сторон и прочих геометрических изысков, -  с фактами, что есть что.
К примеру: 4 стороны это было четыре красных точки и новая карточка с цифрой, а эта цифра была не просто карточка (простите за повторы), а элемент определенной последовательности от 1 до 5, которые можно было наглядно тут же, "не отходя от кассы", продемонстрировать моему Лёке.
Если немного отойти от темы, то рекомендую при работе с карточками количества в пределах 10-ка использовать подручные иллюстрации. У меня, как любителя магнитов, они и служили для этой цели:

Отложив в сторону такие моменты, как пополнение наших картонных сокровищ цветными аналогами изображения с карточек по геометрии из комплекта "Математики с пелёнок": сначала базовые цвета (красный, жёлтый, синий), затем уже все остальные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, чёрный, серый, коричневый), которые в купе позволяли играть в игры:
- найди все круги,
- найди все фигуры с углами,
- подбери пару чёрному белую пару,
- красный круг ищет зелёный треугольник,
- элементарное конструирование из всего картонного многообразия 
- и многое другое...
- не считая поиска аналогов фигур среди привычных вещей или природы,

Итогом сия стало естественное вхождение геометрии в жизнь моего Лёки.
Далее, опущу привычные игры с объёмными фигурами, предложив вашему вниманию лишь наш геометрический театр:




Как видно из записи, мы используем всё те же карточки + подарок одной замечательной мамы Наташи из Архангельска: - объёмные геометрические фигуры из дерева, покрытые белой краской.

Повторю то, о чем уже писала: придумать игр на эту тему можно масса.

Вашему же вниманию я хочу предложить лишь последние новшества, которыми мы разжились. Для того, чтобы разнообразить игры, я, пользуясь парой дней отсутствия сына, вырезала из самоклеящейся бумаги геометрические фигуры.
Я, как уже вполне созревшая "акын-старушенция" раннего развития, всё сразу сортирую и подписываю: математика, геометрия, география...
 
 


Теперь о том, зачем это. 
Берём листок 1/4 а4 в 2-х экземлярах:  себе и ребёнку.
Высыпаем на стол богатства: фигурки из бумаги. В последний раз мы дополнили это Скайлариком и ко (карточками из набора по обучению английскому с 0):

Любой из нас (я или Лёка), а можно и по очереди или через некоторое время меняясь ролями, полями (брр... куча вариантов!) предлагает выложить на листе ту или иную фигуры, называя при этом по английски цвет и форму (я, начинающий англофил, использую подсказки из комплектов "Skylark English. All About MeSkylark English. All About Me"  или"EnglishTime. Английский с пелёнок".
Выглядят результаты таких действий обычно так:
 
 
 
 
 
 Конечно, не могу удержаться от традиционной помощи Скайларику, который просит Лёку подобрать потерявшиеся фигуры, приклеить их на место и т.д.
Для этого в нашем английском альбомчике рисую - обвожу фигуры и выкладываю их перед сыном: будьте так добры!
 Итог подобных действий:
 Весь полученный за 1 занятие материал я тщательно берегу, ведь это уже готовые дидактические материалы 

на будущее или для "грядущих потомков":
- тут тебе и мемори и подбери пару;
- найди отличия или схожести;
- карточки для различных игр (билеты, загадки и т.п. и многое др.).



Не буду углубляться в подробности геометрических английских игр, тем более с нашим  любимчиком Скайлариком, это скорее отдельная истории.

Пожалуй, на сегодня это всё, о чём я хотела рассказать.

Основная мысль, к которой, надеюсь, вы пришли:
имея под рукой даже всего 1 пособие, но огромное желание раскрыть и познакомить малыша с с потрясающим миром  геометрии, вы, как родитель, можете это сделать с минимальными затратами для семейного бюджета, с мах отдачей даже от 1 пособия.

Хороших вам совместных игр!

ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ
"СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК"



P.S. Для слабых на копирование дам и джентельменов: представленный текст и фото являются авторской собственностью. 
Не подлежат частичному, полному и иному копированию, цитированию и т.п., 
 а уж тем более ... хм... заимствованию и публикацией под новым
именем. Если что-либо из изложенного здесь вам по душе, которая к тому же просит и поделиться этим с другими, буду рада, если при этом вы сделаете просто ссылку на данную публикацию.

10 комментариев:

  1. Очень все классно! Столько идей) Сразу же захотелось заиметь деревянные игрушки)) Скажи пожалуйста по поводу картона. Какой толщины картон, в один ли слой, и сколько объемных фигур на одну карточку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия. Спасибо за отзыв.
      Картон.
      Толщина его в среднем до 5 мм.
      Для совсем малышика можно в несколько слоёв.
      Но не переборщите, чтобы потом не слились понятия плоская фигура и объемная.
      Вопрос: "сколько объемных фигур на одну карточку?" -не совсем поняла ))))

      Удалить
    2. Ну я смотрю у вас по несколько одинаковых фигур сделано. Сколько вы делаете треугольников, сколько квадратов и нужно ли их делать разноцветными? Т.е. набор треугольников, к примеру, и по 2шт разных цветов...

      Удалить
    3. Если честно, то даже не считала )))
      Беру лист половину а4 бумаги цветной и сколько чего получится, столько и вырезаю.
      А выбор при игре: случаен. Выбирает сын или я.
      Кроме того, выбор обусловлен сюжетом того, что мы делаем.

      Удалить
  2. Спасибо Марина за данный материал! Я с Катюшкой еще не перешла к геометрическим фигурам, так как мы занимаемся по новой математике. Отсюда и сразу вопрос: нет ли подобного материала про примеры. Дело в том, что у нас мягко сказать не любовь к математике. Сейчас мы на 19 неделе обучения. Я составляю ей примеры, все как в дневничке. Примеры развешаны по дому и смотрит она их только тогда когда сама поднимет взгляд на них и скажет У-У-У-У тут я конечно все бросаю и бежим смотреть примеры, а если ее У-У-У не было, то показывать бесполезно.
    Скоро приедут к нам блоки Дьенеша и Удивляйки, так как я заранее готовлюсь к теме геометрия и если бы прочитала твою статью недели три назад, то заказала бы меньше пособий.
    Театр просто потрясающий, обязательно применю его в наших геометрических играх.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь: вам спасибо за внимание и отзыв!
      Про примеры:... идей уйма, постараюсь их сгруппировать побыстрее и поделиться ими.
      Самое главное: что у вас у Катюши есть это самое "ууу", - значит, ребенку интересно.
      Лёка тоже не фанател от просмотра примеров, поэтому как только я не изворачивалась!
      Приедет много пособий? Да это же здорово! Вот разгул-то будет! Хочешь, строй, хочешь выкладывай!!!

      Удалить
  3. Очень здорово вы геометрию изучаете! Ух, и навырезала же ты треугольничков!

    ОтветитьУдалить
  4. Наташа+Ира+Мира22 мая 2015 г., 13:14

    Мариночка, спасибо тебе огромное!! и за то, что вытаскиваешь из своего дневника ваши замечательные занятия - нам сейчас как раз актуально :) только вот твой талмут уж никак не перечитать ))))) ждём ещё !!

    ОтветитьУдалить
  5. Наташенька, Ира, Мира: очень рада быть вам полезной!
    Да, мой талмут - это вызов "Войне и миру"

    ОтветитьУдалить