пятница, 6 мая 2016 г.

Творчество с малышом и ради малыша. Часть 1.

Содержание заметки (в рамках всей заметки в целом):
1) Небольшое размышление о творчестве и его истоках.
2) Обзор комплекта "Мои первые шедевры" ко "Умница".
3) Пример стихийной творческой импровизации: 
-объёмная аппликация, 
-стихи,
-5 иностранных языков за 1 присест? Возможно! И даже "да"!.

1-2) Понятие "творчество" и реализация данного процесса не должно никогда иметь возрастных или любых иных ограничений, а что ещё важнее - стандартов. Как писал классик:
"Любви все возрасты покорны",

- аналогичное и в отношении творчества.
Есть множество пособий, методик и подходов к развитию данной сферы у ребёнка. Что вы используете, как - сугубо индивидуально. И не факт, что то, что идёт у вас, пойдёт у соседнего карапуза, как и наоборот.

Как рождается творчество?
На мой взгляд, от желания выразить свои чувства, эмоции. От подражания: ребёнком - взрослому, любителя - мастеру...

Мой опыт мамы -5,5 лет, возможно, не много, не спорю. Знаю только одну вещь - личную теоретическую гипотезу, которую подтвердило время:
"Хочешь развить в ребёнке творческое начало? Начни с себя.".
Использовать для этого можно и обычный белый лист бумаги, и асфальт, и готовые пособия. У ко "Умница" есть интересная серия комплектов для семейного творчества:

Именно о ней сегодня я поведу речь.. Причин несколько:
- это было первое пособие, которое мы использовали именно как специализированный материал для творческих игр;
- пособие интересно и для ребёнка, и для родителя;
- я однолюб: у меня есть набор пособий, всё что меня не устраивает в них - делаю сама.

Для тех из моих друзей-читателей, кто впервые слышит об комплекте, приведу несколько фото ниже, позаимствованных с сайта ко:

Представлен комплект по возрастам и соответствующим сериям:
- с 9 месяцев, "Первый уровень";
-   1 года, "Второй уровень";
- с 1,5 лет, "Третий уровень".
Общая целевая группа (информация взята с сайта ко): с 1-4 лет. 

Сразу остановлюсь на этом моменте: возрастные рекомендации.
Ребята: условно это всё - возраст, поэтому просто советую забить на это дело. Надпись "9 месяцев +" не гарантирует вам, родителю, того, что ваш кроха ринется выполнять предложенные задания. Скорее это ориентир. Но ориентир условный.

Мне 32, ребёнку 9 месяцев, год, два, три... пять, а мы оба с интересом и результативно работаем-играем с творческими полями. 

Но прошу сразу понять: интерес ребёнка и интерес родителя - две очень большие разницы. У нас было от силы 2-3 случая за 4,5 года знакомства с комплектом, когда Лёка прямо просил, требовал занятия с полями. 
В нашей семье такая заинтересованность не характерна. Но при этом не упомню случая, чтобы сын отказался от предложенных творческих игр в раках и вне пособия.

Все остальные результаты: как сам процесс игры-занятия, так и навыков в целом, - исключительно итог моей работы и любви к данному пособию. Не скромно? Зато честно.

Хочу ещё отметить:  нам, родителям надо отдавать себе отчет в том, на что способен наш ребёнок в данных (рекомендованных авторами комплекта) возрастах. 
Если детки наших знакомых  клеили, рисовали пальчиками или катали колбаски с завидным восторгом в юном ползунковом возрасте (9 м. и чуть старше),  то в планы и желания моего Лёки даже в 11-12, 18 и т. д.  м. не входила подобная деятельность. Всё пришло в своё время.

Так что, если вы приобрели комплект, а ваш юный творец его игнорирует: выдохните и изучайте его сами. Готовьте интересные сюжетные занятия, подбирайте стихи, песенки, игры. Будет здорово, если для каждого творческого поля вы заведёте небольшую папочку, куда можно складывать свои наработки или записывать идеи.
Не смотрите на это предложение сквозь пальцы или как усложнение и без того насыщенной жизни мамы-образователя своего малыша. Именно такой подход в будущем позволит вам сэкономить массу времени и организовать для ребёнка потрясающие сюжетные игры. 
Если вам интересно, вот пример небольшого подготовленного экспромта - Лунный свет и звёздный блеск.

Ряд моих знакомых, да и мы с сыном (чего греха таить) чуть было не бросили работу с комплектом вообще. Ниже приведу ряд причин такой ситуации:
1) неготовность ребёнка (возрастная, физиологическая, творческая и т.п.) и, как следствие, разочарование родителя в "результате на выходе" и падение мотивации на занятия. Или несовпадение возрастных рекомендаций с возрастными способностями вашего ребёнка.

2) нехватка терпения родителя при творческих играх с комплектом, а так же разница в видение взрослого и ребёнка на то, каким предстанет и как будет выполнен шедевр.

Кстати, тут я лично не раз вставала на "грабли" и "рвала на себе волосы" по причине того, что моё представление о том, как аккуратно и на выходе должен выглядеть "полотно" архи не совпадало с тем, что "творил" мой Лёкин. У него во главе угла был именно творческий процесс, а я, взрослый, чаще всего в подобных ошибках ориентировалась на результат. Молодо - зелено, одним словом.

 Спасибо небесам, вовремя тормознула  тоталитарноевзрослое своё видение творческого действа и его результата у ребёнка. Хотя, не скрою, в процессе совместных действий, особенно в раннем творческом возрасте (до 1,5-3 лет)  Лёки, как говорит Дмитрий Нагиев, не раз хотелось: "Встать и подышать", - а проще, пропсихаться без потерь для отношений с сыном от того, что твой малый ну никак не желает, к примеру, рисовать лепесточки мака, а ему хочется красный вихревой поток на этом листе, отпечаток ладошки размещён не в районе кроны пальмы, а скорее средь травы в образе взбесившегося павлина, а пятнышки у жирафа рискуют стать новой копией "Супрематического квадрата" Малевича и далее, далее, далее.

Знакомы ли вам такие эмоции? Или я одна мама - перфекционистка?  Отсюда следующая причина - 

3) неготовность родителя.
Если вы такой же как я любитель "чтобы было красиво", отложите этот потрясающий комплект на возраст свой и малыша, когда вы  сможете прийти к адекватному для вас обоих понятию: 
красиво, аккуратно, интересно и т.д.

Не мучайте и не губите творца в крохе своими непроизвольными эмоциями, оценками и, не дай бог, придирками. 

Дайте ребёнку рулон обоев, кисточку (лучше одну, тогда процесс познания и смешивания цветов рванёт с места ввысь), гуашь, мелки, побольше свободного пространства, поставьте музыку и наслаждайтесь его творческими открытиями, к примеру: обожаю это время и это видео:



Поверьте, комплект  "Мои первые шедевры" классный и многогранный инструмент для развития вашего ребёнка, поэтому, если вы в п.3. узнали себя, то просто отложите на время его. Не переживайте: оно придёт.

В нашей семье один из наборов пролежал аж 1,5 года, но зато как он пошёл, опять же, в своё (наше) время!

4) просто родительская лень.
Тут особо не прокомментируешь. Если родитель думает: "Ага, рекомендуют данное пособие. Я купил. И где интерес ребёнка?! За что я заплатил деньги. Где, я вас спрашиваю, обещанный результат в виде творческого развития...", - не прилагая при этом грамм фантазии в подготовке процесса игр, не показывая пример малышу, не анализируя возрастной момент своего ребёнка. Родителю лень изменить задание и придумать свой вариант его выполнения, завлечь ребёнка, замотивировать и прочее.
Лень, она и в Африке лень.

5) информационная неготовность ребёнка.
Причём, она может проявиться и в 9 месяцев, и в 5 лет.
Вы можете нарисовать, к примеру гидрофибриноген (не спрашивайте что это: только что придумала для статьи) или слепить синхрофазатрон? Поняли о чём я?
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, 
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Так же и у наших чад. Если малыш не знает, как выглядит павлин (дался он мне сегодня), то и сотворить его аналог буде сложно.
Если ребёнок не видел морских барашков, как можно требовать или ждать от него их иллюстрирования?
Интересно, что, похоже, к этой же мысли пришли и создатели комплекта, выпустив вторую серию, которая уже отличается методикой подхода и преподнесения информации перед занятием.

Думаю, теперь стоит немного остановиться на вопросах:
"Что же там (в комплекте) такого интересного?"  и "Есть ли отличие в сериях?".

"Что же там (в комплекте) такого интересного?"
Задания подобраны разнопланово, приведу вновь немного из официальных данных (перепечатывать лень и мне, поэтому шрифт немного отличается).
"Первый уровень" - работа с:
  • пластилином
  • пальчиковыми красками
  • клеем
  • гуашью
  • цветной бумагой
  • акварелью
  • восковыми мелками
Осваиваем техники:
  • обрывная аппликация
  • рисование ладошками
  • рисование кулачками
  • рисование пальчиками;
  • рисование горизонтальных и вертикальных линий
  • отщипывание и размазывание пластилина
"Второй уровень" - работа с:
  • пальчиковыми красками;
  • пластилином;
  • гуашью;
  • восковыми мелками;
  • акварелью
  • карандашом.
Осваиваем техники:
  • обрывная аппликация;
  • аппликация из крупы, чая;
  • рисование губкой;
  • брызги зубной щеткой;
  • рисование пальчиками, примакивание кисточкой;
  • рисование отпечатками бумаги;
  • отщипывание и размазывание пластилина;
  • катание шариков и колбасок.
"Третий уровень" - работа с:
  • пальчиковыми красками;
  • пластилином;
  • гуашью;
  • акварелью;
  • карандашом;
  • клеем;
  • восковыми мелками.
Осваиваем техники:
  • обрывная аппликация;
  • аппликация из пластилина, ткани, ниток;
  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование ниткой;
  • отпечатки губкой;
  • катание шариков и колбасок;
  • спиральки из пластилина;
  • защипывание пластилина.

"Есть ли отличие в сериях?"

"Пчёлка...", "Жираф...", "Кошки..."- это  комплекты первой серии данного пособия.
Принцип построения и оформления листов следующий:

Приобретая комплекты "Чудо-пчёлка", "Жираф и пятнышки", "Кошки-мышки",  вы имеете два практически идентичных по размеру творческих поля.

В первом (мамином), даны:
- название или сюжетная линия;
- предлагаемая техника работы, материалы;
- подробное описание творческого процесса, если позволите такой оборот.

Второе (малышковое) представляет собой лист а4 именно для выполнения.

Я, будучи человеком творческим, но бережливым, практически  всегда ...  не следовала инструкциям маминого поля.

А сканируя малышковое, получала возможность снова вернуться к полюбившемуся сюжету но уже с другой творческой идеей. 

Для тех, у кого двое деток, комплекты именно этого формата будут более удобны. Читать рекомендации и "руководить" творческим процессом может старший из ребят, помогая и мотивируя младшего.

Вторая волна комплекта: "Щенок и кляксы", "Веснушки-конопушки" и "Лягушка - путешественница", - уже немного другого формата.


Они так же представляют из себя 2 листа на 1 творческое задание, формат а4.
Малышковое поле - аналогично первой серии.
Мамино поле - уже учитывает мой п.5 - информационная неготовность ребёнка: на нём представлено описание объекта, информация географического и т.п. характера, тренировочное поле и так же рекомендации по выполнению.

Если у вас двое малышей, то можно просто откопировать - отсканировать поле для выполнения ребёнком.

Что, лично мне безумно импонирует в данном пособии?
1. Красота.
Да, да. Именно качество и красота иллюстраций, которыми снабжен данный комплект безумно подкупают. Надо сказать, что художники поработали на славу, особенно "браво" второй серии "Моих первых шедевров".
Есть такие поля, которые в принципе могут быть использованы вне пособия, в качестве дополнительного помощника родителю в обучении чтению, счету и т.п.

2. Качество.
Кто знает "Умницу", тот понимает о чём я. Качество = "Умница".
В самом начале выпуска второй серии (а то более 2-х лет назад, если не ошибаюсь) мне пару раз попались "ароматные" экземпляры, пролежавшие пару месяцев на балконе для устранения характерного запаха чернил. Но это, вроде, было связано со сменой исполнителя - типографии. Сейчас подобных нареканий нет абсолютно (я не сталкивалась).

3. Возможность для творческой импровизации.
Хоть я и выделила данный факт под номером 3, для меня, как мамы, да и просто потребителя - это важнейший фактор.
Вы можете выполнять предложенное задание.
Вы можете придумать своё.
Вы можете.... Да кучу всего можно сделать лишь с 1-м творческим полем.
Бывали случаи, когда мы с Лёкой устраивали по 3 различных занятия с одним "заданием".

Если вы не читали, то советую пробежаться глазами по ранее пройдённым мной с сыном вариантам игр с "Моими первыми шедеврами":
- объем и плоскость;
- мостик;
- гусеничный трактор;
- Светофор Светофорыч.
И прошу поверить, из того, что опубликовано, нет и 1% всех игр, что мы провели с Лёкиным по данному набору.

3) Практически все работы с данным пособием в нашей семье  подходят под формулировку:
"Дело было ... Делать было нечего. И тогда мы...".
С моим ребёнка абсолютно не подходят схемы подготовки и планов. Всё летит в тар тарары вместе с настроем, моральным духом и отношениями. А вот фея Импровизация - творит чудеса.
Примером такого чуда и хочу сейчас поделиться.
Проведя утро за примеркой новых бутс для футбола - вот они:


А так же отдав дань нашему ремонту: Лёкин от души поиграл в настройщика стиральной машины и замерщика кухни,
 

мы перешли к импровизационному творчеству.
Под рукой было поле:
Авторами предлагалось сотворить для родственника человека пластилиновые кокосы. Идея  именно такого творчества в нашей семье обречена на  тихую и безвременную кончину: в силу возраста  моего мальчика и спокойного  его отношения к "лепке без идейной мысли". 

Сразу оговорюсь: это не значит, что задание плохо, значит это лишь то, что мы с Лёкой практически не творим по "чужим" рекомендациям. Не могём.

Для начала мы обсудили и сформулировали в стихе сюжет будущего шедевра:

Рисунки в стихах. Обезьянка и кокосы

Манки – крошка обезьянка
Размышляла на полянке:
- Справа, слева – это пальмы,
Но кокосов где достать мне?

Где же знатный урожай:
Что тряси и собирай!?
Может, средь травы укрылся
Иль с листвою цветом слился…

В небе солнце показалось:
Всех согрело. Разыгралось!
В тот же миг из-за листвы
Урожай увидим мы!

Манки думает опять:
- Как кокосы мне достать?
Не волнуйся: всё в порядке, мы придумаем зарядку
"Собирателей кокосов"  и накормим целый остров!

Далее в ход пошли:
- двусторонний скотч;
- бархатная бумага зелёного и коричневых оттенков;
- ютуб и его 5 песенок про обезьянок.

Вы не устали читать? Или просто пролистали заметку?
Я немного увлеклась записями, поэтому позволю себе сделать театральную паузу на этом моменте и попрощаться с вами, дорогие друзья-читатели, до следующей встречи у меня в дневнике (здесь) или на сайте. Во второй части я не только приведу пример игры с комплектом, но и дам ряд личных идеек для интересного и необычного использования данного пособия.

Буду рада, если увижу обратную связь с вами в виде комментариях или оценки "Действия" ниже под статьёй.  Всем, кто нашёл время написать впечатления - обещаю сюрприз-подарок.
Если же нет: тоже ничего страшного. Спасибо за уделённое время и до новых встреч!
С уважением и пожеланием всего хорошего,
Марина Андреева-Доглядная или просто счастливый человек.
06.05.2016 г.


14 комментариев:

  1. Анонимный6 мая 2016 г., 6:56

    Да, Мариночка, согласна с тобой по всем пунктам. Особенно про готовность ребёнка. Кто то готов выполнять задание в 9 месяцев, а к то то значительно позже. И это конечно же не страшно. Должны совпасть много составляющих, что бы стало интересно играть с творческими полями. Я влюбилась в эти комплекты ещё как и вы с Лёкой, имея только первую серию. Да вторая серия несколько отличается структурой задания и от этого она только выигрывает. Мы с удовольствием достаём старые наши, казалось бы готовые работы, и готовы творить по новой на этих же полях. Наш девиз "ДАЁШЬ ШЕДЕВРОВ МНОГО И ЧАСТО". Оля Елистратова, мама Вероники

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет Оля, Вероника.
      Да, а я подпишусь под твоими словами:
      "Я влюбилась в эти комплекты ещё как и вы с Лёкой, имея только первую серию".
      "Мы с удовольствием достаём старые наши, казалось бы готовые работы, и готовы творить по новой на этих же полях."
      Как ты верно отметила, нет предела совершенству:
      "Мы с удовольствием достаём старые наши, казалось бы готовые работы, и готовы творить по новой на этих же полях."

      А если вспомнить сколько творческих идей рождается в процессе игр с комплектом, то цены ему нет )))
      Большое спасибо, что заглянули!!!

      Удалить
  2. Марина, спасибо за обзор и рекомендации)))) Мне мне всегда жалко просто так отдавать дочке арт-листы на растерзание. А вот если какую-нибудь тему обыгрывает и там их задействуем-это с удовольствием. Так что без творческого подхода никуда, ты права!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, привет!
      Давать рекомендации таким мама как ты, Оля - дело неблагодарное ;-)
      Вы сами - ходячая рекомендация!

      "Мне мне всегда жалко просто так отдавать дочке арт-листы на растерзание", - вот и я так же. Когда Лёка был маленький и не отдавала. Душа не позволяла, понимая, что ребёнок просто не готов.

      И снова верно: "А вот если какую-нибудь тему обыгрывает и там их задействуем-это с удовольствием", - тогда, как говорится, не в бровь, а в глаз!!!
      Спасибо тебе за внимание!

      Удалить
  3. Галина Можайская6 мая 2016 г., 8:45

    Марина, спасибо! Очень полезная статья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо тебе огромное, что нашла время для моей заметки!
      Рада, если она была интересной для тебя.

      Удалить
  4. Марина, статья просто замечательная и очень полезная. У нас не так много комплектов. Всего лишь "Чудо пчелки" и "жираф и пятнышки". Я тоже влюбилась в эти комплекты. Вот надеюсь в ближайшем будущем приобрести и оставшиеся комплекты. Соглас на с тобой, что готовность ребенка - это главное. Мы не так часто пользуемся полями из МпШ. Егор у меня, как и твой Лёка, не очень то любит делать все по правилам. А вот Фея Импровизация очень вещь полезная. Ихоть Егору уже и исполнилось 3 года, большая часть арт полей лежит и ждет своего времени. И надеюсь, дождется. А насиловать ребенка через силу, чтобы сказать,что в 9 месяцев он создает шедевры, это по-моему перебор.
    Так что ждем, когда дите созреет и будем творить с удовольствием. По началу я пробовала творить сама на арт листах для мамы, но Егора эта идея не устраивала. Он либо начинает творить на том же листе,что и я, либо вообще кричит,чтобы я перестала делать что-то, по его мнению, не правельное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, Егорка: привет.
      Спасибо, что написала про ваш опыт!
      "А насиловать ребенка через силу, чтобы сказать,что в 9 месяцев он создает шедевры, это по-моему перебор. ", - полностью поддерживаю такую точку зрения.
      Мне кажется, что в таком возрасте скорее родителем руководят амбиции, а не здравый смысл.

      "По началу я пробовала творить сама на арт листах для мамы, но Егора эта идея не устраивала.", - вот и у нас так же. Мамин пример не вдохновил. А вот шедевр в рамках какой-либо игры - другое дело!

      Удалить
  5. Мариш, все здорово и правильно написано! Думаю, каждый увидит здесь себя! Но главное - вовремя остановиться, подумать и продолжать творить по инициативе крохи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба,привет!
      Спасибо, что читаешь мои размышлизмы ;-)

      Удалить
  6. "Хочешь развить в ребёнке творческое начало? Начни с себя.".


    Золотые слова!!! У меня сдвиг сознания произошел после прочтения Елены Макаровой. как будто меня перевернули с головы на ноги

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, привет!
      Как всегда: очень приятно тебя видеть среди читателей, - спасибо!
      В творчестве как в плавание: научить не умея самому оооооочень сложно ;-)
      Спасибо за наводку за книгу и автора и за твоё внимание.

      Удалить
  7. Марина, комплект "Мои первые шедевры" от Умницы - были нашими первыми покупками в Умнице и я до сих пор их советую своим друзьям. 2 часть я не приобретала пока, тк у меня планировалось 2 детей и листы от первого комплекта оставались для игр младшему ребенку. А потом я придумывала по ходу свои игры и подключала комплекты "в тему", а не просто так, чтоб увлечь малыша.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго дня, Елена!
      Описанный вами подход очень мне близок. спасибо!

      Удалить