четверг, 19 января 2017 г.

К музыке с мамой.Звук. Тишина. Классификация звуков. Шум и музыкальные звуки. Часть 1.

Чему надо научить ребенка в рамках данного урока:
• Слушать и слышать разные звуки;
• Отличать и различать источник их происхождения;
• Разделять шум и музыкальный звук;
• Начало обучения классификации музыкальных звуков и звуков вообще;
• Тренировка навыков использования полученных знаний классификации звуков в повседневной жизни;



В рамках данного курса звуки мы будем разделять на:
• Шум и музыкальные звуки;
• Единичные и повторяемые;
• По источникам происхождения;
• По способу воспроизводства;
• Длинные и короткие;
• Громкие и тихие;
• Высокие, средние и низкие;
• Одиночные и множество;
• Приятные и неприятные;
• Звуки различной эмоциональной окраски;


     Начнем?
     Невозможно приобщать ребенка к музыке, не позволив ему понять и насладиться таким понятием как ЗВУК- ТИШИНА.
     На этом понятии строится, собственно, вся система музыки. Только в музыке звуку присваивается определенное значение для гармонизации – нота, а тишине даётся имя пауза. Но к вопросу необходимости музыкальных терминов мы вернёмся позже.
               Звук окружает ребенка повсюду: с момента рождения - первый крик малыша; первое его слово, первое гуление и попытки пения; осознанная речь; прослушивание музыки и пребывание в постоянном сопровождении огромного количества звуков окружающей среды и прочее, и прочее.
     Именно поэтому знакомство с миром музыки мы начнем именно с того, что обратим внимание наших детей на явление «звук-тишина», а затем перейдём к частности - звук музыкальный.
К сведению родителей:
Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде.В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.
( источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/?4??4??4??6?)
Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество).
(источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/?4??4??6?).
Музыкальный звук (звук музыка́льный) — звук, обладающий:· определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до 4000 — 4500 Гц);
· тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука. По тембру звуки очень разнообразны;
· громкостью, которая не должна превышать порога болевого ощущения;
· длительностью.

     Как появилась музыка?
     Моё мнение – случайно в результате анализа. Да, вот так. Один человек, довольный жизнью - зевнул. Другому, понравился услышанный звук, и он его повторил... Это не музыка? Верно!
Тогда, возможно: человек услышал пение птицы и проникся, попытался повторит, снова... Снова не музыка? А может, кто-то просто случайно ударил по стволу дерева и, очарованный его глухим эхом, попытался сделать из лежащего рядом бревна что-то, похожее на барабан... А как вам такая версия: женщина стирала шкуру и, сильно тряхнув её, услышала интересный звук, тряхнула вновь. Показала другим женщинам. Вечером, вернувшимся с охоты мужчинам, был устроен первый оркестровый концерт из всех вымытых шкур селения.
     Зачем гадать. Музыка рождается вне зависимости от воли человека. 
     Она его второе я, а основа её – Звук и Тишина.
  
     С чего я рекомендую начать знакомство ребенка с миром музыки? Со звука. Он
волшебник, который умеет превращаться во всё, что пожелает, и живёт везде, где ему вздумается.
     Думаю, пришла пора этому волшебнику заглянуть в гости и к вашему крохе...
     Для этого достаточно просто выполнять игры-упражнения, указанные ниже. Обратите внимание: в скобках указан рекомендуемый возраст, с которого можно пробовать выполнять данные упражнения. Но не бойтесь экспериментировать: все дети разные, - поэтому указание возраста - абсолютная условность.

Упражнение №1 (0 +): "Здравствуй, ЗВУК!"
     Начните день с того, что обратите внимание ребенка на то, что всё вокруг звучит:
· умывая ребенка, дайте послушать шум воды;
· если вы делаете бытовые дела, обратите внимание крохи на шум от закипающего чайника, стиральной машины, спросите его, какие звуки ему нравятся дома, а какие нет, почему?
· звуки на прогулке: как они отличаются от домашних звуков: они громче, приятнее или тише, повторяются они или нет;
· звуки животных и прочее,
· поставьте ребенку свои любимые песни, музыкальные композиции; расскажите, почему именно они вам нравятся, расскажите малышу (ненавязчиво) какие эмоции они у вас вызывают; пойте, меняя силу голоса так, чтобы привлечь внимание ребёнка; предложите исполнить вместе песню;
· если вы любители классической музыки, то потанцуйте с ребенком на руках: это очень объединяет, - рассказывайте ему свои впечатления от танца, повторяйте движения за ним, придумывайте вместе новые;

Пояснения к упражнению №1:
- возраст до 2-х лет.

Обязательно комментируйте (называйте) звуки!!!
- Мой хороший, это шума воды, она звучит так... (дайте возможность послушать).
- Слушай! (пауза - слушаем вместе), сейчас звучал орган, давай скажем вместе - ОРГАН!
- Какой громкий был звук, слышал? Это был (пылесос, магнитофон, сирена и прочее).

     Стимулируйте звукоподражание у ребёнка собственным примером: услышали звук (музыкальный или нет), воспроизводим, агитируем на это малыша. 
     Называйте источники звука, характер звука, рассказывайте о своих эмоциях от этого звука, описывайте его различными прилагательными, объединяйте воспроизведение звука с выполнением каких-либо физических упражнений, манипуляций.
- ребёнок уже различает звуки, может их классифицировать.

     Просите ребёнка назвать звук, его источник, попросите его классифицировать: шум, музыкальный звук, звук природы, техногенный звук и т.д. Просите воспроизвести голосом звук, спросите, какие эмоции этот звук вызывает, предложите нарисовать ассоциации с этим звуком.

     Какие выражения мы используем при описании характера звука:
· Звук- тишина;
· Зашумел – заиграла музыка (зазвучала и т.п.);
· Услышали один раз, повторилось;
· Этот звук произвел… Эту музыку исполняет: голос человека, инструменты, инструмент (можно называть инструмент);
· Своё отношение к звуку: мне приятно слышать эту музыку, потому что… ;
· Звук звонкий. Звук глухой. Звук громкий. Звук тихий;
· Звук мы с тобой сейчас попробуем повторить (пробуете вмести воспроизвести звук или включаете снова диск и т.п.). Слышал(а)? Этот звук мы больше не услышим/услышим потому, что…;
· Звук был долгий/короткий;
· Звук был высокий, средний, низкий;
· Слушай, это тишина…; А это было множество звуков: давай разберемся, что мы слышали;
· Такие звуки мне/ тебе приятны/неприятны;
· Это весёлая музыка/звук, это грустная музыка, это музыка динамичная, это музыка медленная;
Запомните: 
теперь наблюдения за звуком должны стать
вашим постоянными играми.

Упражнение №2 (0 +): "Тихо-громко".
     Позовите ребенка по имени: тихо-тихо, а потом, громко (только не напугайте малыша); повторите эту игру несколько раз, но уже в 3 и более разы говорите: "Сейчас мама (папа) будет говорить тихо/громко". Пригласите его поучаствовать в этой игре.
     
     Её можно модернизировать в прятки «громко-тихо»: когда мы говорим громко, то можно передвигаться по квартире, детской площадке и т.п., заниматься любыми делами, как только один из вас начинает говорить тихо, то ребенок должен: спрятаться, замереть и т.п. Варьируйте способы.
     
     Этим упреждением мы не только расширяем представление ребёнка о силе звука, но и учим его тому, что этой силой можно управлять.
     
Пояснения к упражнению №2:
- возраст до 2-х лет.
Выбирайте время игры, когда ребёнок обращён к вам лицом и настроен. Будьте осторожны в выборе силы звука: не напугайте малыша. Подбирайте фразы по настроению ребёнка и ситуацию: время суток, режимные моменты и прочее. На начальном этапе предлагайте звуки, знакомые малышу.
- возраст старше 2-х лет.
Предложите поговорить шепотом, как мышата в норке. Затем, представьте, что вы мама-медведь, а малыш пусть будет медвежонком. Как бы вы общались (громко)? Затем станьте комарами – тихонько пожужжите, можно полетать вокруг папы/мамы/бабушки и т.д., если, конечно, они не против ))).
А теперь волшебством волшебника Звука вы стали… реактивными самолётами! У-у-у! Кто быстрее и громче?!
Пофантазируйте вместе, подбирая: тихий аналог к услышанному громкому/тихому звуку и наоборот.
Спросите малыша, какие звуки ему кажутся тихими, попросив их воспроизвести, а какие – громкими.
Можно спеть тихо-громко ваши любимые песенки, прочитать стихи, меняя силу звука, предложите это же ребенку.
Подобные игры позволят не только незаметно в игре отработать понятия громко – тихо ( музыкальные: форте - пиано), но и научить малыша управлять голосом, звуком, услышать его многообразие.

Упражнение №3 (0 +): "Шумовые баночки".
     Сделать шумовые баночки очень просто. 
     Для этого возьмите одинаковые (желательно): баночки из под косметики, проверьте крышки, они должны очень плотно закручиваться так, чтобы ребенок сам не мог их открыть. 
     С баночки рекомендую отклеить все этикетки, чтобы они не отвлекали ребёнка. Подбирать баночки желательно похожие, но это не принципиальный вопрос.

     Я использовала баночки из под кремов одной фирмы, спасибо ей за то, что вся серия шла в одинаковых формах.

     Баночки наполняем (можно вместе с ребёнком, заодно и потренируйте счет, понятия больше - меньше, сыпется – льётся и т.п.):
- крупой,
- деталями конструкторов типа Lego,
- пуговицами,
- обломками мелков,
- твёрдой бумаги,
- орехами (нечищеные фундук, кедровые),
- различными жидкостями,
- и прочим, всем тем, что может при их тряске дать,
- и обязательно – парочку пустых баночек!

Из всего многообразия баночек у вас должны получится:
- громкий звук и его разновидности. Но они не должен пугать ребёнка:
- тихий звук, который хоть и тихий, но должен быть слышен. Его оттенки.
- тишина.
     
     Периодически, под настроение малыша, подносим эти баночки, подбрасываем ему в игру и говорим, конечно же, таинственным голосом, ведь вы открывает одну из самых великих тайн – тайну звука(!):
"Тихо (громко)", - издаём соответствующий звук баночкой, обязательно отдаём малышу баночку и повторяем звук с ним вместе.

     При проведении такой игры, обязательно комментируйте свои действия: "Сейчас твоё ушко (погладьте ушко) будет слышать громкий/тихий звук" - шумим баночкой.
     Повторюсь, т.к. это очень важно: обязательно (!) даём пошуметь этой баночкой после этого малышу – физически закрепляем классификацию звука.
     В течение дня, на прогулке, дома, когда ребенок может слышать "яркие звуки": пение птиц, шум машины, мамин (папин) голос, говорим: "Кто там в ушко к нам идёт?", - прикасаемся к ушку, слушаем вместе с малышом звук и называем его: "Ага, это мамин голос пришел к ... в ушко!", "Ага, это птичка звук к ...в ушко послала, лови ушком!"
     Не забывайте хвалить ребенка в конце любого прослушивания: не обязательно словами, поглаживаниями, поцелуями.

После пары дней таких игр, добавляйте в арсенал вашего "первого совместного оркестра" новые баночки, наполнив их:
- скрепками или другими металлическими предметами;
- мукой или манкой;
- водой или иной жидкостью, примешав к ним твердые предметами и прочие вещи, что позволят малышу, играясь с ними, создать эмоциональную картину звука, расширив свои понятия тихо и громко.


Итогом игр с шумовыми баночками может стать 
первый домашний оркестр и первое выступление вашего ребенка.

Предложите рассадить игрушки, выдать каждой из них по баночке и приступайте к исполнению. Не забудьте пригласить слушателей, ведь дети очень любят демонстрировать свои умения!


Жду ваши впечатления в комментариях ниже.
Вопросы? Задавайте! Буду рада помочь.

     Если вам так же как и мне, нужен ориентир - скачайте ниже дидактическую тетрадь для родителей, распечатайте, играйте, заполняйте, отмечайте вопросы и успехи.



 С уважением,
Марина Андреева-Доглядная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий